Aleksandra
07.08.2015 17:46

АВГУСТ АВГУСТЕЙШИЙ

АВГУСТ

*****БЕЛЛА АХМАДУЛИНА Так щедро август звёзды расточал. Он так бездумно приступал к владенью, и обращались лица ростовчан и всех южан — навстречу их паденью. Я добрую благодарю судьбу. Так падали мне на плечи созвездья, как падают в заброшенном саду сирени неопрятные соцветья. Подолгу наблюдали мы закат, соседей наших клавиши сердили, к старинному роялю музыкант склонял свои печальные седины. Мы были звуки музыки одной. О, можно было инструмент расстроить, но твоего созвучия со мной нельзя было нарушить и расторгнуть. В ту осень так горели маяки, так недалёко звёзды пролегали, бульварами шагали моряки, и девушки в косынках пробегали. Всё то же там паденье звёзд и зной, всё так же побережье неизменно. Лишь выпали из музыки одной две ноты, взятые одновременно.

***** КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ Как ясен август, нежный и спокойный, Сознавший мимолетность красоты. Позолотив древесные листы, Он чувства заключил в порядок стройный. В нем кажется ошибкой полдень знойный,- С ним больше сродны грустные мечты, Прохлада, прелесть тихой простоты И отдыха от жизни беспокойной. В последний раз, пред острием серпа, Красуются колосья наливные, Взамен цветов везде плоды земные. Отраден вид тяжелого снопа, А в небе журавлей летит толпа И криком шлет «прости» в места родные.

***** ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ Здравствуй, август, венчан хмелем, Смуглый юноша-сатир! Мы ковры под дубом стелем, Мы в лесу готовим пир!.. Август милый! Отрок смуглый! Как и мы, ты тоже пьян. Свечерело. Месяц круглый Озарил круги полян. 

***** ИННА ГОФФ Скоро осень, за окнами август, От дождя потемнели кусты, И я знаю, что я тебе нравлюсь, Как когда-то мне нравился ты. Отчего же тоска тебя гложет, Отчего ты так грустен со мной, Разве в августе сбыться не может, Что сбывается ранней весной? Что сбывается ранней весной. За окошком краснеют рябины, Дождь в окошко стучит без конца. Ах, как жаль, что иные обиды Забывать не умеют сердца! Не напрасно тоска тебя гложет, Не напрасно ты грустен со мной, Видно, в августе сбыться не может, Что сбывается ранней весной? Что сбывается ранней весной. Скоро осень, за окнами август, От дождя потемнели кусты, И я знаю, что я тебе нравлюсь, Как когда-то мне нравился ты. Как когда-то мне нравился ты.

***** НИНА ГРУЗДЕВА Глубокая таинственная ночь Легла на отсыревшую дорогу, И ветерок ушел куда-то прочь, И только свежесть веет понемногу. Ничем не потревожит тишина, И сон окутал все дела земные, Но вот большая круглая луна Вдруг осветила призраки ночные. Неясная искрящаяся медь Ржаное поле все позолотила. Здесь только сердце может разуметь Во всем большую дремлющую силу.

***** НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ О сад ночной, таинственный орган, Лес длинных труб, приют виолончелей! О сад ночной, печальный караван Немых дубов и неподвижных елей! Он целый день метался и шумел. Был битвой дуб, и тополь — потрясеньем Сто тысяч листьев, как сто тысяч тел, Переплетались в воздухе осеннем. Железный Август в длинных сапогах Стоял вдали с большой тарелкой дичи. И выстрелы гремели на лугах, И в воздухе мелькали тельца птичьи. И сад умолк, и месяц вышел вдруг, Легли внизу десятки длинных теней, И толпы лип вздымали кисти рук, Скрывая птиц под купами растений. О сад ночной, о бедный сад ночной, О существа, заснувшие надолго! О вспыхнувший над самой головой Мгновенный пламень звездного осколка! 

***** ВЛАДИМИР ЗАХАРОВ Что сказал он на прощанье: «Хорошо сыграли мы!» Вот пример для подражанья Другу света, другу тьмы. Август, Август, царь Вселенной, С круглым яблоком в руке, Знал, что мир обыкновенный Весь построен на песке. Август, Август благородный, Целый век тащивший воз, Знал, что этот пресноводный Мир не стоит наших слёз. Нет ни ада и ни рая, Только холод от могил. Что ж, и мы уйдем, играя, Так, как Август уходил. Улыбнись друзьям и бедам, Было б дать кому ответ. Пусть придёт молчанье следом, Пусть оно приходит вслед.

***** ВАЛЕНТИН МОРОЗОВ Как юн июнь и как декабрь сварлив, и как апрель красою неприметен, так месяц август всем старозаветен с монаршим милым именем своим, с луною, как с державою овальной, особенно вот здесь в провинциальной не то чтобы отчаянной глуши, но в древней позолоте вязких кленов вдоль тополей иконно удлиненных на улицах, где в полдень — ни души. Он царствует на свой особый лад, и гордое, и в то же время — птичье, пусть бывшее, но все-таки величье кладет печать на жизненный уклад скворечен с одиноким переливом, задумавшимся на ветвях наливом, медлительнейшим окриком речным, когда путем заоблачных излучин скорей ладьи выносит, а не тучи, ладьи, но с явным запахом мучным. Придуманный, но с собственным дворцом, он знает толк в пленительной оскоме, быть может, даже в этом самом доме и балуется слабеньким винцом с утра у этой самой занавески, где истекают сладким цветом фрески и вертит тканый нитью сарафан такая ж старомодная царица: чем наше захолустье — не столица, тем паче на ногах у нас сафьян. Периферийный август, мой чудак, поставивший на все свои отметы, он коронован только долгим летом, как яблоки в приглушенных садах, на всем храня упадка отпечаток, бутылок и романов непочатых, рисунков и других хороших дел, присутствует на самой светлой тризне и видит, что все хлопоты о жизни лишь вилами черкают по воде. 

***** БОРИС ПАСТЕРНАК Как обещало, не обманывая, Проникло солнце утром рано Косою полосой шафрановою От занавеси до дивана. Оно покрыло жаркой охрою Соседний лес, дома поселка, Мою постель, подушку мокрую, И край стены за книжной полкой. Я вспомнил, по какому поводу Слегка увлажнена подушка. Мне снилось, что ко мне на проводы Шли по лесу вы друг за дружкой. Вы шли толпою, врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по старому, Преображение Господне. Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры. И вы прошли сквозь мелкий, нищенский, Нагой, трепещущий ольшаник В имбирно-красный лес кладбищенский, Горевший, как печатный пряник. С притихшими его вершинами Соседствовало небо важно, И голосами петушиными Перекликалась даль протяжно. В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста, Смотря в лицо мое умершее, Чтоб вырыть яму мне по росту. Был всеми ощутим физически Спокойный голос чей-то рядом. То прежний голос мой провидческий Звучал, не тронутый распадом: «Прощай, лазурь преображенская И золото второго Спаса Смягчи последней лаской женскою Мне горечь рокового часа. Прощайте, годы безвременщины, Простимся, бездне унижений Бросающая вызов женщина! Я — поле твоего сражения. Прощай, размах крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство»

. ***** ОЛЬГА РОЛЕНГОФ Не пивом и воблой, не первыми жухлыми листьями — И даже не путчем — тоскою запахло вокруг, Застыв в одночасье, природа прощается пристально: И птицы смещаются в осень, и души сбиваются в круг. Слетает листва, обнажается чистая музыка, Мечтая о встрече, мы вновь доживем до чего? До горькой потери, до чувства пропащего узника, Что лишь пустота составляет его естество. Пока мы тянулись всем сердцем хоть в Польшу, хоть в Данию, Пока мы всем сердцем кого-то стремились обнять, Судьба исподволь проносила в руках завещание, А мы не трудились увидеть и пуще — понять. Всё больше пустот образуется в нынешнем здании: Мы сами лишь белые пятна и черный провал, Ведь каждый момент проживая в несовпадании, Мы шутим и верим, что рок нас опять миновал.

***** АЛЕКСЕЙ ФИЛИМОНОВ Августейшего августа невозбранны черты — ветер в сини, и паруса белизна немоты. И листы, растревожены, зеленеют, как сон, — морфология прошлого и грядущих имен. На стене моей бабочка, и дыхание крыл, возле темных — загадочных, где узоры светил. Август! Волей таинственной сотворивший в веках посох жизни единственной, заключенный в словах.

***** МАРИНА ЦВЕТАЕВА Август — астры, Август — звезды, Август — грозди Винограда и рябины Ржавой — август! Полновесным, благосклонным Яблоком своим имперским, Как дитя, играешь, август. Как ладонью, гладишь сердце Именем своим имперским: Август! — Сердце! Месяц поздних поцелуев, Поздних роз и молний поздних! Ливней звездных — Август! — Месяц Ливней звездных!

***** АНТОН ЧЕРНЫЙ Нырну в сентябрь, выкупаюсь в осени. И Августа возница загрустит. Мне солнца два — одно вверху, другое в озере, И третье нужно — чтобы здесь в груди. И чтоб тихонько так, хотя бы шепотом, Хотя бы в забытьи полночных грез, Далеко, за снегами и болотами, Мой ангел мое имя произнес.

***** ЛЮБОВЬ СИРОТА Лето миновало свой зенит. Время начинается иное. Скоро отсверкает, отзвенит Колокол неистового зноя. Сумерек прохладных благодать Мягко опускается на плечи. В них уже нетрудно угадать Сентября прозрачные предтечи. Я люблю нечуткий переход От разгара августа – к развязке, Плавный спуск с блистательных высот. Перемены в лиственной окраске, Где еще едва-едва видна, Словно первой мудрости примета, Первая желтинка-седина В густо-буйной шевелюре лета. Не начало осени – всего Лишь намек, расплывчатый и зыбкий. …Возраст мой, как в зеркало, в него Смотрит с долгой-долгою улыбкой…

***** Е.БОНДАРЕВА Он ещё пройдёт степями рощами, Ягоды отведает в лесу, Отзывается песнями хорошими, Выпьет с листьев спелую росу. Он в полях заблудится, забудется И уснёт по-детски крепким сном. Утром встанет — и не налюбуется В закрома засыпанным зерном. Просто, без особенной отметины, Август появился во дворе. В городе его б и не заметили, Если б не листок в календаре.

***** АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ Посвящается памяти А.А.Ахматовой «… а так как мне бумаги не хватило, я на твоем пишу черновике…» Анна Ахматова «Поэма без героя» В той злой тишине, в той неверной, В тени разведенных мостов, Ходила она по Шпалерной, Моталась она у «Крестов». Ей в тягость? Да нет, ей не в тягость — Привычно, как росчерк пера, Вот если бы только не август, Не чертова эта пора! Таким же неверно-нелепым Был давний тот август, когда Над черным бернгардовским небом Стрельнула, как птица, беда. И разве не в августе снова, В еще не отмененный год, Осудят мычанием слово И совесть отправят в расход?! Но это потом, а покуда Которую ночь — над Невой, Уже не надеясь на чудо, А только бы знать, что живой! И в сумерки вписана четко, Как вписана в нашу судьбу, По-царски небрежная челка, Прилипшая к мокрому лбу. О, шелест финских сосен, Награды за труды, Но вновь приходит осень — Пора твоей беды! И август, и как будто Все тоже,как тогда, И врет мордастый Будда, Что горе — не беда! Но вьется, вьется челка Колечками на лбу, Уходит в ночь девчонка Пытать твою судьбу. По улице бессветной, Под окрик патрулей, Идет она бессмертной Походкою твоей, На праздник и на плаху Идет она, как ты! По Пряжке, через Прагу — Искать свои «Кресты»! И пусть судачат глупые соседи, Пусть кто-то обругает не со зла, Она домой вернется на рассвете И никому ни слова — где была… Но с мокрых пальцев облизнет чернила, И скажет, примостившись в уголке: «Прости, но мне бумаги не хватило, Я на твоем пишу черновике…»
*****
АННА АХМАТОВА написала стихотворение «Август» под впечатлением собственных потерь: в августе был расстрелян Николай Гумилев, в августе был арестован ее сын Лев, в августе вышло известное постановление о журнале «Звезда» и «Ленинград» и т.д. Он и праведный и лукавый, И всех месяцев он страшней: В каждом Августе, Боже правый, Столько праздников и смертей. Разрешенье вина и елея… Спас, Успение… Звездный свод!.. Вниз уходит, как та аллея, Где остаток зари алеет, В беспредельный туман и лед Вверх, как лестница, он ведет. Притворялся лесом волшебным, Но своих он лишился чар. Был надежды «напитком целебным» В тишине заполярных нар… А теперь! Ты, новое горе, Душишь грудь мою, как удав… И грохочет Черное Море, Изголовье мое разыскав.

***** Все поэты — провидцы. Илья Тюрин, предчувствуя свой август, заносит в записную книжку: …Я, августейший. Это – скорее беда, чем окрик Лавра с вершины чела, недоступного даже Собственным мыслям; с той благородной охры, Что ослепляет хрусталик зеркала, делая влажным Глаз…

 2 
Лучшие рационы
Интересные блоги
Новые рецепты